Дек 23

Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды совместно с Комитетом по правовым и судебным вопросам в четверг, 18 декабря, провел конференцию на тему “Проблемы законодательного обеспечения противодействия коррупции в сфере природоресурсного и экологического законодательства“.

Как сообщили REGIONS.RU в пресс-службе верхней палаты российского парламента, в конференции приняли участие представители профильных федеральных и региональных ведомств, научных учреждений и реального сектора экономики. Правоприменительная практика показывает – в действующем законодательстве есть серьезные пробелы и лазейки для нечистых на руку чиновников. Таков был исходный посыл и лейтмотив прозвучавших на конференции выступлений. Участники состоявшейся дискуссии подчеркивали необходимость общественной экспертизы, публичного обсуждения принимаемых исполнительной властью решений и нормативно-правовых актов в сфере природопользования.

Открыл конференцию председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов. В соответствии с утвержденным в июле 2008 года в России национальным планом противодействия коррупции в Совете Федерации разрабатывается проект действий. Поле действий для законодателей с точки зрения изъятия коррупционной составляющей из действующих законов более чем широкое, уверен Виктор Орлов.

Благое желание “не оставить без контроля” ни одну сферу жизнедеятельности на практике оборачивается избыточным администрированием, которое хоть и “молчаливо”, но явно приветствуется органами исполнительной власти, отметил сенатор Орлов.

“Масштабы коррупции в недропользовании огромны, и их истоки – несовершенство российских законов. Даже в самых правильных и необходимых законах, принятых в последний период, заложены факторы, повышающие коррупционные риски. Поэтому надо сосредоточиться на содержательной части законов, внимательно анализировать, как они применяются чиновниками на практике. Особенно много правовых ниш, дающих простор чиновникам, находится на стыке отраслевых законов”, – заявил Виктор Орлов и привел в подтверждение своих слов ряд конкретных примеров.

Особенности выдачи поисковых лицензий и порядок лишения этих лицензий, отнесения водного объекта к “пруду” или “водохранилищу”, установление неких пределов по объемам добычи полезных ископаемых и условий для производственной деятельности рыболовецких предприятий – все это решается чиновниками по своему усмотрению. Четких критериев, как надо принимать решения по этим вопросам, в законах нет, как нет и прав у предприятий регулировать эти вопросы по своему усмотрению, заметил сенатор Орлов. Почему обязательна переработка добытых морепродуктов, почему рыбохозяйства заставляют то укрупняться, то разукрупняться? Кто уполномочен это решать, и не здесь ли кроются истоки браконьерства в рыбной отрасли и процветания коррупции?

Очевидна неприемлемость единых нормативов и стандартов в недропользовании для разных климатических зон, разных видов недропользования, считает Виктор Орлов. Плюс избыточность администрирования со стороны чиновников и негибкость нашего законодательства – и взяточничество, и коррупция становятся для предприятий наиболее простой и понятной формой выживания. Надо переходить на более гибкое и прямое законодательное регулирование вопросов природопользования, считает сенатор.

Завершая выступление, Виктор Орлов сделал вывод о необходимости более глубокой законодательной и общественной экспертизы принимаемых законов на предмет коррупционной составляющей. “Все приведенные мной частные случаи показывают, что есть проблемы в законодательстве. В каждом законе заложена масса непрямых и неоднозначно трактующихся норм, масса отсылочных решений. Все это создает коррупционную основу в деятельности чиновников всех рангов”, – подчеркнул он.

Руководитель профильного подразделения Генпрокуратуры РФ по надзору за исполнением природоохранного законодательства Владимир Киселев подтвердил наличие устойчивой тенденции роста правонарушений в этой сфере. Преодоленная планка в 200 тысяч выявленных правонарушений за первое полугодие текущего года – это двукратное превышение прошлогоднего показателя. Основной “вид правонарушений”, по информации представителя Генпрокуратуры, – подкуп должностных лиц для выдачи регламентной и разрешительной документации. В огромной степени создает потенциальную базу для коррупционных решений региональное и местное нормотворчество, отметил В.Киселев. Проверками в субъектах Федерации выявлено более 10 тысяч нелегитимных нормативных актов “местного изобретения”, регулирующих и регламентирующих вопросы природопользования.

Представитель Торгово-промышленной палаты РФ Лариса Ветошкина также подтвердила озабоченность производственников малого и среднего бизнеса ежегодным ростом зарегламентированности и чиновничьего регулирования в сфере недропользования и охраны окружающей среды. Предприятиям трудно получить лицензии, практически невозможно подготовить все требуемые документы. Есть документы просто излишние, заметила Л.Ветошкина, такие как объемный и крайне трудоемкий “экологический паспорт” предприятия. С другой стороны, существует проблема незаконного бездействия уполномоченных властных структур. Полномочия ведомств не разграничены четко, сроки подготовки и выдачи документов предприятиям не соблюдаются. Предприятия по несколько раз “пускают по чиновничьему кругу”, и никто за это ответственности не несет. Более того, чиновники могут по-разному посчитать экологический ущерб и сделать предприятие банкротом. Это вполне возможно по действующим методикам расчетов в соответствии с принимаемыми законами, отметила Л.Ветошкина.

Одна из причин несовершенства законов – внесение в срочном порядке большого количества правок между первым и вторым чтением закона, считает представитель ТПП Л.Ветошкина. “Эти поправки нам не показывают и не обсуждают ни с общественностью, ни с бизнесом, а просто ставят их перед фактом в день опубликования закона – наступило 1 января – знакомьтесь и выполняйте. И так происходит слишком часто”, – высказала проблемы предпринимателей Л.Ветошкина. Гораздо правильнее, подчеркнула она, было бы обсуждать законы, а также все поправки к ним, причем выслушивать мнения всех регионов – и Москвы, и Камчатки.

По итогам состоявшегося обсуждения участники конференции приняли рекомендации в адрес исполнительной и законодательной власти по совершенствованию законодательства в сфере недропользования, лесо- и водопользования, охраны природы и экологии.

В целях обеспечения эффективного противодействия коррупции, считают участники конференции, необходимо внести изменения в законы “О недрах”, в Лесной и Водный кодексы, закон “О размещении заказов на поставки товаров. Выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Речь идет об уточнении основных понятий и определений, устранении избыточного администрирования в управленческой, экспертной и контрольной сферах, а также совершенствовании законодательных норм по проведению конкурсов и аукционов.

Совету Федерации рекомендовано регулярно проводить мониторинг правоприменительной практики природоресурсного и природоохранного законодательства с целью устранения потенциально коррупциогенных норм.

REGIONS.RU

Материалы по теме

Теги: , ,


Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.




.