Альтернативное топливо: есть из чего выбрать

Множество ученых и специалистов говорят сегодня о 21 веке как веке заката нефтяной эры. Объемы ее использования велики – только автомобильный парк всего мира потребляет за год около 2 млрд. тонн топлива, на производство которого уходит от 6 до 8 млрд. тонн нефти. Так что, по подсчетам ученых, мировых запасов нефти хватит еще на 40-50 лет. Что будет потом? Над этим закономерным вопросом ученые бьются уже несколько десятков лет и успели предложить миру довольно большое число альтернативных видов топлива. Которые иногда в несколько раз экологичнее и выгоднее основного энергетического источника планеты – нефти.
Классификация всех существующих на сегодня видов топлива выглядит следующим образом:
- по составу: углеводородно-кислотные (спирты), эфиры, эстеры, водородные топлива с добавками;
- по агрегатному состоянию: жидкие, газообразные, твердые;
- по объемам использования: целиком, в качестве добавок;
- по источникам сырья: из угля, торфа, сланцев, биомассы, горючего газа, электроэнергии и др.
Это общепринятые, уже используемые и запатентованные виды. Кроме них в разработке находится еще сотни видов, среди которых топливо из банановых деревьев или отходов из коровника.
Расскажем подробнее о самых популярных.
Природный газ
Он является наиболее распространенным видом моторного топлива в большинстве стран. Наиболее перспективно использование сжиженного газа, пропан-бутана, в Европе на нем работает около 2,8 млн. машин.
Природный газ в качестве моторного топлива может применяться как в виде компримированного, сжатого до давления 200 атмосфер, газа, так и в виде сжиженного, охлажденного до -160°С газа.
Безопасность этого вида топлива высока, а нанесение вреда окружающей среде в несколько раз меньше.

Диметилэфир
Это вещество, производное метанола, получается в процессе синтетического преобразования газа в жидкое состояние. При переоборудовании дизельных двигателей под диметилэфир (технологии уже созданы) этом существенно улучшаются экологические характеристики двигателя. На сегодняшний день в мире потребление диметилэфира составляет около 150 тыс. т в год.
Конкурентноспособность диметилэфира ниже, чем у природного газа. Дело в том, что теплотворная способность на тонну диметилэфира на 45% ниже теплотворности на тонну сжиженного природного газа. Так что шансов стать основным топливом будущего у него не слишком много.
Этанол и метанол
Питьевой спирт, этанол, обладает высоким октановым числом и энергетической ценностью, добывается из отходов древесины и сахарного тростника, обеспечивает двигателю высокий КПД и низкий уровень выбросов. Он особенно популярен в теплых странах. Например, Бразилия после нефтяного кризиса 1973 г. активно использует этанол – в стране более 7 млн. автомобилей заправляются этанолом и еще 9 млн. – его смесью с бензином (газохолом).
Второй мировой лидер по использованию этанола в качестве альтернативного топлива  США. . Этанол используется как “чистое” топливо в 21 штате, а этанол-бензиновая смесь составляет 10% топливного рынка США и применяется более чем в 100 млн двигателей.
Этанол отнюдь не дешевое топливо, но при его использовании предусмотрены налоговые льготы. Отсюда и всплеск интереса.
Метанол же как моторное топливо характеризуется прежде всего высоким октановым числом и низкой пожароопасностью. Поэтому он особенно активно применяется в гоночных автомобилях. Метанол может смешиваться с бензином и служить основой для эфирной добавки – метилтретбутилового эфира, который в настоящее время замещает в США большее количество бензина и сырой нефти, чем все другие альтернативные топлива вместе взятые.
Электрическая энергия
Электромобили, возможно, имеют большие шансы на успех в будущем. Ведь при использовании электрической энергии как вида топлива кардинально решается вопрос, связанный с токсичностью отработанных газов, появляется возможность использования нефти для получения химических веществ и соединений. Однако существенным минусом является ограниченный запас хода электромобиля, увеличенные эксплуатационные расходы, высокая первичная стоимость, высокая стоимость энергоемких аккумуляторных батарей. Так что за кем победа  экологичными технологиями или экономией средств, покажет время.
Топливные элементы
Топливные элементы – это устройства, генерирующие электроэнергию непосредственно на борту транспортного средства, – в процессе реакции водорода и кислорода образуются вода и электрический ток. Для выделения водорода, как правило, используют сжатый водород или метанол. В разработке этого вида топлива за рубежом задействовано довольно большое количество фирм. Главная их задача  приблизить стоимость автомобилей на топливных элементах к бензиновым. Тогда этот вид топлива будет иметь реальные шансы на успех уже в ближайшем будущем.
Биодизельное топливо
Интерес к нему возрос в послдение годы в США, Канаде и странах Евросоюза. Особый интерес  к технологии его производства из рапса (возможно также производство из отработанного растительного масла). В Австрии такое топливо уже сейчас составляет 3% общего рынка дизельного топлива при наличии производственных мощностей до 30 тыс. т/год; во Франции эти мощности составляют 20 тыс. т/год; в Италии – 60 тыс. т/год. В США планируется на 20% заменить обычное дизельное топливо биодизельным и использовать его на морских судах, городских автобусах и грузовых автомобилях.
Применение этого вида топлива обещает существенное улучшение экологической обстановки в регионах интенсивного использования дизелей, содержание серы в биодизельном топливе составляет всего 0,02%.
Воздух
Да даже это вещество, окружающее нас повсюду, ученые предложили использовать в качестве топлива. Принцип работы такого мотора похож на принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Только «сталкиваются» не бензин с искрой, а холодный и теплый воздух. Первый автомобиль, так называемый «воздухкар», уже разрабатывается во Франции. По предварительным данным, автомобиль будет стоить порядка 13 тыс. евро. Запас хода – 200 км.

Александра Клименко

Материалы по теме


Метки:




Комментариев нет »

Еще нет комментариев.

RSS лента комментариев к этой записи.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

ПОИСК По САЙТУ
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Календарь
Январь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
.