Книжки с картинками онлайн детские: Сказки с картинками для детей любого возраста. Сказки на ночь. » Страница 2

alexxlab
alexxlab
05.05.2021

Содержание

Мир детства XIX — начала XX века. «Книги старого дома» онлайн. Часть первая

В старом Доме, помимо Гостиной, Веранды и Учебного класса, целых семь комнат. В этот раз мы расскажем о четырёх из них — тех, в которых обитают главные члены семьи. А начнём мы нашу прогулку с общего пространства дома, в котором все они собираются каждый вечер и вместе читают, играют и разговаривают.

Статья написана по материалам куратора выставки — Ольги Валентиновны Синицыной.

Гостиная

Гостиная — семейная комната. Здесь были собраны главные семейные истории, семейные предания, семейные реликвии, семейные ценности. На стенах, кроме портретов, — детские рисунки, на которых дома и домики, цветы и птицы, нарисованные маленькими детьми больше 150 лет назад. Мудрые мамы не выбрасывали их, а бережно сохраняли. Многие рисунки вполне могли быть нарисованы сейчас.

В Гостиной есть и очень старые книжки (1794 года), и совсем новые (1915 года), которые нравились всем членам семьи.

Здесь есть книжки, принадлежавшие бабушке последнего царя Николая II, привезённые ею из Германии, и книжка про всё на свете — «Детская тека». В центре находится «Азбука в картинах» Александра Бенуа, которую он издал для своего сына Коли, когда тот был совсем маленьким. И здесь же издание, которое замыкает круг — детский рукописный сборник «Наш журнал», созданный детьми и изданный их родителями, среди которых были 14-летний Коля и его отец Александр Бенуа.

Детская тека или Собрание изображений. С краткими описаниями древняго и новаго света народов, их нравов, одежд и прочаго

Александр Бенуа. Азбука в картинах

Наш журнал

Комната бабушки и дедушки

  • Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета. Соч. В. Луганского [псевд.]. 1844
    Вступление через театр сразу даёт намек на типичность героев и персонажей повести.
  • В книжке много иносказаний, ярких метафор, юмора, иронии, временами сарказма. Начиная с названия книги, имён героев и даже шрифтов, которыми набрано название, становится понятно, что каждое слово и каждый знак здесь наполнен смыслом. Торжественный стиль шрифтов даёт нам первый намёк на то, что перед нами серьёзное эпическое произведение, а странные имена сразу заставляют в этом усомниться.
  • Прослушивание в семье. У каждого из слушателей своя реакция на игру юного музыканта. Но умилённые родители убедили всех, что он гений.
  • Христиан Христианович играет на валторне в ухо своему глухому дяде Этот глухой дядя — один из комических персонажей — сыграет роковую роль в жизни главного героя, украв всё его состояние после смерти родителей.
    На картинке есть все атрибуты, которые будут главными в их отношениях, — розги и валторна.
  • За роялем.
    Аршет подвывает «Друг Аршет» — преданный пёс, которого спас Христиан Христанович, когда того хотели утопить. Он стал его самым близким другом, разделившим все трудности, выпавшие на долю хозяина. Аршет — второй главный герой книги. Мы видим его практически на всех картинках. Его имя тоже значимо: «Аршет» означает по-французски «смычок».
  • Даль не скупится на острые, даже гротескные характеристики всех персонажей: родители, боготворящие сына, глухой дядя, шведка Тио с прекрасно переданными нюансами её произношения, стряпчий Иван Иванович… Читатель повести получит огромное удовольствие от тонкого и умного, грустно-ироничного текста, в котором возникают яркие образы, подкрепляемые такими же тонкими, детально продуманными, немного наивными картинками.
 

В Комнате бабушки и дедушки можно было найти старинные издания и нравоучительные рассказы. Героем этой комнаты можно считать очень странную книгу, в которой текст и картинки разного формата. «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Ашета», написанная Владимиром Ивановичем Далем под псевдонимом Казак Луганский с иллюстрациями известного художника Сапожникова. Книга-гротеск, но очень правдивая. Отец Александра Бенуа разрешал её смотреть сыну, когда тому было 4 года. Текст он одолеть тогда ещё не мог, а картинки очень любил и писал впоследствии:

Ещё до чтения повестей Гоголя, когда я не имел ещё понятия об его эпохе, во мне, благодаря этой серии картинок, создалось полное представление о гоголевском Петербурге, который был когда-то и „папиным“, когда папа был молодым человеком.

Владимир Иванович Даль. Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета
Текст Вкладыш с иллюстрациями

 
  • Рассказы детей к дедушкиным картинкам
    Издание подготовлено в память о князе Григории Григорьевиче Гагарине, дипломате, общественном деятеле, бывшем вице-президенте Академии художеств. Оно является необычным проявлением дани памяти и уважения человеку, хорошо известному своим пристрастием к византийской иконописи и высокому академическому стилю в живописи.
  • Вспоминая Гагарина, его сын с коллегами решили опубликовать детские акварели князя и предложить местным ребятам сочинить к ним короткие рассказы.
  • Издание было благотворительным, все средства от его продажи пошли в пользу библиотеки-читальни в Лесном. История книги оказывается непосредственно связанной с малоизвестным эпизодом истории благотворительности, народного образования и социальной истории в России.

Каждая книга в комнате бабушки и дедушки имела особую историю. Например, история «Рассказов детей к дедушкиным картинкам» оказывается непосредственно связанной с малоизвестным эпизодом истории благотворительности, народного образования и социальной истории в России.

Рассказы детей к дедушкиным картинкам

У бабушки с дедушкой собраны старые журналы для детей и первый номер журнала обо всём «Вокруг света». Дедушка любил книги про путешествия и приключения, про далёкие страны, про научные открытия и великие изобретения.

Вокруг света: журнал землеведения, естественных наук, новейших открытий, изобретений и наблюдений

Комната родителей


Несколько страниц из рукописного журнала «Детские голоса» (Москва, 1883—1884)

Папа и мама выросли в 1880-е годы. Они не боятся шутить, острить, допускают право детей на шалости. Приветствуют юмор, воображение и фантазию. Выписывают своим детям журналы с комиксами и непростыми вопросами про современную жизнь. Любят красивые книжки, высокого полиграфического и художественного качества. Знают много языков, читают в оригинале, если нет переводов, любят музыку, театр, путешествия, приключения, науку, современную технику. Они приветствуют научное познание мира и художественное творчество детей. Они выписывают журналы мод для детей, покупают им модную одежду, занимаются с ними театром, фотографией, много путешествуют.

Одна из книг в их комнате — рукописный журнал, издаваемый младшими школьниками одной из московских гимназий. Выходил в течение учебного года. В толстом переплёте 9 номеров (первый номер вышел в количестве восьми экземпляров). Его авторы — дети до 14 лет — писали в этом журнале под псевдонимами.

Детские голоса. Рукописный журнал

  • А.  С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре, князе Гвидоне [Салтановиче], и о прекрасной царевне Лебеди. — 1898
  • А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре, князе Гвидоне [Салтановиче], и о прекрасной царевне Лебеди. — 1898
    Самый драматический момент сказки — оглашение царского указа. Интерьер воссоздан очень тщательно: доспехи на стене, кровать под балдахином и детская колыбелька, изразцовая печь, костюмы. И при этом очень точно передан ужас, потрясение от известия, отчаяние и невозможность поверить: царица прижимает ко рту руки, чтобы не закричать при младенце.
  • А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре, князе Гвидоне [Салтановиче], и о прекрасной царевне Лебеди. — 1898
    Одна из самых сильных в художественном смысле страниц с иллюстрацией и рукописным текстом: «По равнинам окияна едет флот царя Салтана». Белые паруса кораблей собраны в центре листа и создают мощный ритмический цветовой удар.
  • Война грибов. Народная сказка. 1889
    Акварельная иллюстрация к сказке Война грибов Елены Поленовой. Хранится в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В. Д. Поленова. В фондах РГБ хранится чёрно-белое издание. Подробнее о создании книги
  • Ай ду-ду! /Рисунки С. В. Малютина. — Москва, ценз. 1899
    Издано в типографии Анатолия Ивановича Мамонтова (1839—1905) — русского издателя, типографа и продавца книг из купеческой династии Мамонтовых.

Для своих детей мама и папа с удовольствием покупали новые книжки-картинки, которые в большом количестве создавали лучшие современные художники из круга Александра Бенуа: Георгий Нарбут, Мстислав Добужинский, Анатолий Неручев, Дмитрий Моор. Они с увлечением следили за тем, как ведущие художники театра, живописцы, декораторы, работали над созданием книг от корешка до виньетки, как это делала Елена Поленова или Сергей Малютин.

Ай ду-ду! (Русские народные сказки, песенки, прибаутки, побасенки).
Рисунки Сергея Малютина

Война грибов. Чёрно-белое издание. Рисунки Елены Поленовой

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Рисунки Сергея Малютина

Комната мальчиков


Маленький гость выставки. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Мальчики этого Дома относятся к поколению детей начала XX века. Их детство совпало с настоящим книжным бумом в России и в Европе. Появились не только новые авторы и издательства, но и новые жанры, новые герои и новые технологии. Цветные иллюстрации стали нормой. В книжках для подростков, в журналах и в научно-популярных изданиях вместо гравюр стали появляться фотографии. В научно-популярной литературе стали появляться художественные произведения с научной основой. Принцип «научая забавляй» активно применялся современными авторами. Книжки, написанные с лёгкой иронией и незлым юмором, стали так же востребованы, как книги о подвигах и героях.

Александр Павлович Нечаев. По морю и суше. Географическая хрестоматия для чтения в школе и дома

Скромные подвиги: Рассказы для юношества

Уильям Генри Джилье Кингстон. Среди дикарей и пиратов. Приключения англичан на море и на суше, в Австралии

Дети этого поколения свободно читали на нескольких языках. От бабушки с дедушкой и родителей они получили старые немецкие альманахи с рассказами для детей разного возраста. Рассказы были простые, но с понятным жизненным сюжетом и умеренно-назидательные. Были среди них сборники специально для мальчиков. Единственной сложностью был готический шрифт, на котором печатались практически все немецкие книги. Но так как немецких книг было много, то приходилось учиться их читать — не только понимать слова, но и распознавать причудливо напечатанные буквы.

Rudolph Erich Raspe. Abenteuer und Reisen des Freiherrn von Münchhausen

Gullivers Reisen und Abenteuer im Lande der Zwerge und Riesen

Die Kinderlaube : illustrierte Jugenzeitung in Monatsheften mit Erzählungen, Märchen, Schilderungen, Lebensbeschreibungen, Gedichten u. u.

У мальчиков с папой было много общих увлечений. Они любили играть в деревянных солдатиков. Солдатиков очень любил наш герой-рассказчик Александр Бенуа и его сын Коля, изображенный в «Азбуке» на коне (Лист с буквой «Г»). Считалось, что игра в солдатиков снимает агрессию и, наигравшись в детстве в солдатиков, мальчики вырастают мирными и не воинственными. Деревянные солдатики часто становились героями книг, как, например, в очень необычной книжке-картинке «Война деревянных солдатиков», изданной в 1916 году в разгар Первой мировой войны.

Война деревянных солдатиков. Приключения ирландца Падди и его друга негра Баба-Кибы. Рассказ для детей Дяди Литика

  • Война деревянных солдатиков. Приключения ирландца Падди и его друга негра Баба-Кибы. Рассказ для детей Дяди Литика (Петроград, 1916)
    Кто скрывается за псевдонимом «Дядя Литик»? Откуда вдруг появился ирландец? Почему он дружил с негром Баба-Кибой? Почему во главе войска союзников, победивших Кайзера Вильгельма, стоял Наполеон? Про это издание практически ничего достоверно неизвестно. И открытых вопросов о нём много.
  • Война деревянных солдатиков. Приключения ирландца Падди и его друга негра Баба-Кибы. Рассказ для детей Дяди Литика (Петроград, 1916)
    Друг ирландца — негр Баба-Киба служил зуавом. Зуавы — это французские колониальные (алжирские) элитные подразделения, имевшие очень экзотическую униформу. Потомки самой заметной части униформы зуавов — шаровары — сегодня пришли в уличную моду в виде штанов с заниженным шагом, широких в верхней части и сужающихся книзу.
  • Война деревянных солдатиков. Приключения ирландца Падди и его друга негра Баба-Кибы. Рассказ для детей Дяди Литика (Петроград, 1916)
    На странице 17 Наполеона ставят на спичечный коробок, чтобы он был выше всех. Враги — это Вильгельм, Султан и Франц-Иосиф. Начинается сражение, и в ход идут ещё книжки, чтобы получился мостик, и настольное зеркало, за которым прячется немецкий солдат, стреляющий в Падди.
  • Война деревянных солдатиков. Приключения ирландца Падди и его друга негра Баба-Кибы. Рассказ для детей Дяди Литика (Петроград, 1916)
    На странице 15 появляется генерал Наполеон. Зачем на этой картинке большая толстая книжка? Игра занимает всю комнату, всё идёт в ход. На книжке тоже театр военных действий — тут стоят деревья.
  • Страница из книги Александра Бенуа «Азбука в картинах» (Санкт-Петербург, 1904)
    Книжка про самую любимую игру всех мальчишек — в солдатики. Александр Бенуа в детстве очень любил её. В Азбуке на листе с буквой «Г» он изобразил своего сына Колю как генерала на коне, играющего в солдатики в игрушечном городе. А дочь Бенуа играет в сестру милосердия, что тоже было очень популярно среди девочек.

Очень популярными были книжки про приключения мальчиков, превратившихся в крошек и попавших в мир насекомых. Только так, с высоты одинакового роста, можно попытаться понять, как устроен этот загадочный мир со своими законами.

Михаил Васильевич Новорусский. Приключения мальчика меньше пальчика.  Из жизни насекомых

Эразм Маевский. Доктор Мухолапский: Фантастические приключения в мире насекомых


Появлением русского литературного персонажа Мурзилки мы обязаны Анне Хвольсон. В 1898 году она написала книгу «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков», адаптировав истории Кокса, придумав на основе его рисунков собственные приключения «лесных эльфов-малюток», и дала героям новые имена. Именно в этой повести появились: главный герой Мурзилка, Незнайка, Знайка, Дедко-Бородач, Заячья Губа, доктор Мазь-Перемазь, Чумилка-Ведун, ловкий Скок, охотник Мик, Вертушка, китаец Чи-ка-чи, индеец Ски, Микробка, американец Джон и другие. Все они собраны на титульном листе книжки. В центре — Мурзилка в цилиндре и фраке. Но, оказывается, голова у него пустая. Подробнее об истории этих персонажей

Другим настоящим хобби мальчиков стали комиксы и книжки-картинки про маленьких человечков, названных «мурзилками», и их приключения во главе с главным пустоголовым Мурзилкой. (NB: Он ничего общего не имеет с советским детским журналом «Мурзилка».)

Анна Борисовна Хвольсон. Царство малюток: Приключения Мурзилки и лесных человечков в двадцати семи рассказах

С. Мунд. Новый Мурзилка: Удивит. приключения и странствования маленьких лесных человечков

Комната девочек


Маленькая гостья выставки. Фото: Мария Говтвань, РГБ

В комнате девочек — и книжки для малышек, и подростковый дневник гимназистки. Старшие зачитываются книжками Чарской, но мама с папой это не приветствуют. Они любят новый жанр — школьный роман, любят играть с младшими, им нравятся книжки с весёлыми сказками и красивыми картинками современных художников. Им не очень нравятся книжки нравоучительные с сусальными милыми картинками, которые остались от мамы.

Лидия Алексеевна Чарская. Записки сиротки. Повесть для детей

Безмятежные годы; Первые грёзы: Повесть для юношества в 2 ч

Господа малыши. Книжечка рассказов для самых маленьких детей

Девочка-Робинзон.  Рассказ для маленьких детей

Вера Петровна Желиховская. Розанчик: Волшебная сказка для детей

Neues Mädchenbuch // Новая книга для девочек. Рассказы, стихи, очерки о природе,… Для развлечения и занятий

Когда бабушка была маленькая. Повесть для детей М. Н. Кладо

Девочкам хочется быть сёстрами милосердия гораздо больше, чем просто сочувствовать бедным и обездоленным. Младшие тоже любят лечить кукол. С куклами они играют в то, как они будут обращаться со своими детьми, когда станут взрослыми.

Варвара Павловна Андреевская. Подросточки. Рассказы для девочек В. П. Андреевской

Софья Дестунис. Виновата ли кукла?

Эрнест Сетон-Томпсон. … Из жизни гонимых

Томас Майн-Рид. Пропавшая сестра. Охотничий рассказ из жизни американских обитателей

  • Для милых крошек про чёрных кошек. — Москва, 1907
    Фрагмент обложки
    Иллюстрации для книги создал Чарльз Робинсон. Он был не просто иллюстратором, но разрабатывал макет всей книги, включая все самые мелкие детали. Он стал одним из выдающихся книжных дизайнеров.
  • Для милых крошек про чёрных кошек. — Москва, 1907
    Иллюстрации выполнил Чарльз Робинсон, которого хорошо знали отечественные издатели как очень яркого представителя стиля модерн.
  • Для милых крошек про чёрных кошек. — Москва, 1907
    Чарльз Робинсон в этой книге оказался как автор гораздо важнее Уолтера Коупленда Джеррольда, сочинившего милые, весёлые и незамысловатые тексты. Шутливые стихи Джеррольда дают иллюстратору повод поиграть линиями и силуэтами, продемонстрировать, что может сделать прекрасный книжный дизайнер, имея всего два цвета — чёрный и красный.
  • Kate Greenaway. Am Fenster : in Bildern und Versen. — München, [1880]
    Немецкое издание книжки Кейт Гринуэй «Под окном. В картинках и стихах». Фрагмент обложки
    Кейт Гринуэй — один из наиболее известных британских иллюстраторов детских книг. Сборник сочинённых ею стихов для детей Кейт издала в 1879 году. Это было первое проиллюстрированное ею книжное издание. Книга издавалась стотысячными тиражами, сразу была переведена на немецкий и французский языки.
    Подробнее об истории создания книги
  • Kate Greenaway. Am Fenster : in Bildern und Versen. — München, [1880]
    У Кейт была фотографическая память, которая помогла ей восстановить в деталях увиденные в детстве костюмы и придумать свои. Кейт очень любила детскую моду рубежа XVIII—XIX веков, и её герои одеты в костюмы именно этого периода. Но удивительным образом придуманные ею наряды очень сильно повлияли на вкусы публики и творчество модельеров детской одежды в конце ХIX — начале XX века. Богатые покупатели стали заказывать наряды, изображённые на иллюстрациях к их любимым стихотворениям.
  • Э. Крейдольф. Сад мечты, новые сказки о цветах (1911) // E. Kreidolf. Der Gartentraum. Neue Blumenmärchen
    Название книги: Der Gartentraum, что в переводе на русский означает «Сад мечты». Стихи и иллюстрации выполнены Конрадом Эрнстом Теофилом Крейдольфом (1863—1956) — швейцарским художником и иллюстратором детских книг, большим выдумщиком и фантазёром.
  • Э. Крейдольф. Сад мечты, новые сказки о цветах (1911) // E. Kreidolf. Der Gartentraum. Neue Blumenmärchen
    Зимние цветы — рождественская звезда (пуансетия) и морозник в паре катаются на коньках. Их листья похожи на тёплые жилетки. Они греют друг другу замёрзшие руки.
  • Э. Крейдольф. Сад мечты, новые сказки о цветах (1911) // E. Kreidolf. Der Gartentraum. Neue Blumenmärchen
    Пастушья сумка и тысячелистник (по-немецки «овечий пучок»). Коричневое пятно сумки на боку у девочки. Овцы на заднем плане и овчарка дают понять, что эта девочка — пастушка.
    Это особое удовольствие — разгадывать, что за цветы или растения представлены на каждой иллюстрации. Они воспринимаются намного ярче, чем стихи. Художник играет со словами в названиях цветов не только в стихах, но и в картинках.
  • Э. Крейдольф. Сад мечты, новые сказки о цветах (1911) // E. Kreidolf. Der Gartentraum. Neue Blumenmärchen
    Аптекарь-мята сомневается, достаточно ли лечебных свойств у живучки ползучей. Подробнее об авторе и его творчестве
  • Страница из книги Александра Бенуа «Азбука в картинах» (Санкт-Петербург, 1904)
    С куклами маленькие девочки играют в то, как они будут обращаться со своими детьми, когда станут взрослыми.

Вот мы и побывали в гостях у всех главных членов семьи. Но мы не заглянули ещё на Веранду, а ведь там самое веселье — шутки, фокусы и всё для хорошего настроения, в Учебный класс с прописями и наглядными пособиями, в Комнату гувернантки и горничной. Во второй части мы обязательно навестим их.

Перейти ко второй части

Вернуться на главную страницу

Смотрим книги по половому воспитанию с молодыми родителями — The Village Беларусь

— В какой-то момент дети начинают хотеть братика или сестричку. Наш сын видел фотографии беременных, ты ему объясняешь: мол, ты тоже был в животике. «А как я туда попал?» Пытаешься объяснить, но при этом говоришь очень просто: мама с папой любят друг друга, и от этого появляются дети. Для такого возраста этого достаточно.

Думаю, дети в таком возрасте успевают поговорить на эту тему в садике. Отличия мальчика от девочки сын уже понимает. Он ходит в бассейн, аквапарк, на тренировки, переодевается вместе с другими детьми, все видит. Или когда его купаешь, он спрашивает: а что это, а зачем? И объяснять надо все простыми словами. Спросил — ответил. Бывает, он не понимает, тогда говорит «так а как это?», «не понял» — тогда поясняешь.

Не стоит на какой-то вопрос говорить «тебе рано еще это знать, вот вырастешь — тогда и объясню». А если не ты объяснишь, а какой-нибудь странный человек? Точно так же нельзя сказать: вот, возьми планшет и играй, или — вот, возьми книгу, там про рождение деток все рассказано, сам почитай. Чтобы ребенок все понял, надо быть рядом. Если разбирать книгу — то вместе с ним, пояснять.

Думаю, в школе должен быть такой предмет, наверное, во втором–третьем классах. И чтобы это все не учитель, а доктор рассказывал. Начиная с простых слов и потихоньку углубляясь в медицинскую тему. Когда к ним пришел доктор и рассказывал про чистку зубов, дети сидели и ему в рот глядели, так им было интересно. А когда учительница рассказывала про зубы, зарядку и здоровье — ну, рассказала и рассказала, ладно.

Эти советские книги довольно интересны, рассказано понятно, прикольно; хотя некоторые моменты там спорные. Ребенку в четвертом–пятом классе уже можно употреблять нормальные термины, а если ему только 4–5 лет, то это стоит опускать в беседе, говорить попроще. «Мы называем его краником» — это бред собачий. Возможно, потому, что в советское время в детской книге не могли называть эти органы своим словами. Либо ты говоришь с ребенком как со взрослым и тогда используешь нормальные слова, либо вообще не говоришь, но использовать «краник» вместо «член» и «шишки» вместо «грудь» не надо. Одноногая девочка в разрезе с тремя отверстиями — высший пилотаж, аж котик на картинках ошалел. Мне кажется, это лишнее.

А вот как они живут в животике — это им всегда интересно, и иллюстрации тут в тему. «Мама, а как это было?», «А я что, ничего там не видел?» И про то, что пупок с тех пор остается, тоже им интересно будет узнать.

Кое-что в книге описано слишком подробно. Например, как происходит зачатие — надо ли ребенку знать все так детально? Подростку было бы интересно, но маленькому ребенку, на которого рассчитана книга, еще рано. Или вот рассказ про яйцеклетки: ребенку лет до восьми будет непонятно. Если читать лет в четырнадцать — уже нормально. Но тогда, раз уж сказано про менструацию, должны бы объяснить и про контрацепцию. Иначе идут вопросы: если вы с папой любите друг друга — то почему я один, отчего у меня нет сестрички?

Эти книги я просмотрела сама, сыну не давала, он только обложки видел. Если бы сели читать вместе, то сильно бы профильтровала содержимое. Назвала бы все своими именами, не стала бы объяснять некоторые спорные моменты.

rgdb.ru — РГДБ online

10 и 11 апреля 2021 года Российская государственная детская библиотека в преддверии Дня космонавтики проведет онлайн-фестиваль «Просто космос».

В рамках фестиваля «Просто космос» пройдет обширная онлайн программа, посвященная освоению космоса: встречи с писателями, просветительские лекции от популяризаторов науки, мастер-классы, показы мультфильмов и интерактивные занятия.

 

 

10 апреля, суббота

 

11.00 – Сказка про космос 3+

Стихи Андрея Усачева и Галины Дядиной из книги «Звездная книга».

Читает Анна Заржецкая

 

12.00 – «Роботы летят на Марс». Лекция Владимира Сурдина 10+

Марс – интересная и загадочная планета. Еще не разгадана тайна марсианских каналов, а на Красной планете уже найдены русла высохших рек и гигантские «колодцы», ведущие в подземный мир Марса. Когда-нибудь на этой планете обязательно побывают люди, но пока ее исследуют роботы. Географию Марса мы уже знаем лучше, чем географию Земли. Поверхность Марса непрерывно наблюдают несколько орбитальных разведчиков, а на поверхности планеты уже побывало несколько роботов, и это самые замечательные путешествия XXI века.

Владимир Георгиевич  астроном, кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга (ГАИШ МГУ), лауреат Беляевской премии и премии «Просветитель» за 2012 год.

 

 

13.00 – Мастер-класс «Давайте поговорим о космосе». Проведет мастер-класс художник Елена Набокова 10+

Материалы: бумага, карандаши, кисти, краски, ножницы, клей.

 

13. 30 – Мастер-класс «Солнечная система в технике Эбру» 4+

Эбру  новое удивительное направление творчества, уникальная техника  рисование на воде. Для рисования на воде нужны специальные краски и специальная вода (готовится из загустителя), также понадобится лоток и инструменты. Все это есть в любом наборе Эбру-Профи www.ebru-profi.ru.

 

14.00 – Космос. От пылинки до галактики – большое путешествие в дополненной реальности

Книги с дополненной реальностью о космосе известного детского издательства Devar – это будто дома у ребенка появляется свой собственный планетарий с самым качественным в мире телескопом.

На встрече с редакцией Devar мы отправимся в настоящее путешествие по Вселенной: подлетим близко-близко к чёрной дыре, заглянем внутрь планет Солнечной системы, облетим МКС и узнаем обо всех модулях, из которых она состоит, поуправляем марсоходом, соберем образцы и даже сделаем свои собственные фотографии Марса.

Вы не поверите – но наше большое путешествие состоится в рамках книги – новой энциклопедии Devar – «Космос. От пылинки до галактики». Эта книга даст исчерпывающие ответы на разнообразные вопросы, поможет пробудить интерес к теме, систематизировать знания и увлечь ребёнка космосом всерьёз и надолго.

 

 

15.00 – «Солнечная система. Космические стихи и научные комментарии» 5+

Лев Оборин представляет свою новую книгу и рассказывает о туманностях и галактиках. «Солнечная система» – это стихи о космосе, дополненные интересными научными фактами. Если вас волнуют звёзды и астероиды, если хочется разобраться, как устроен мир, если вы любите захватывающие путешествия  эта книга для вас!

 

16.00 – Экскурсия по базовому блоку станции «Мир» с космонавтом Александром Ивановичем Лавейкиным

На связи лётчик-космонавт, Герой Советского Союза Александр Иванович Лавейкин прямо из базового блока станции «Мир», на которой он в 1987 году проработал 174 дня!

 

 

17. 00 – Отправляемся на луну! 5+

Луна – единственный естественный спутник нашей планеты. В его честь назван и интерактивный музей Московского Планетария – Лунариум. В октябре 2020 года музей закрылся на масштабную модернизацию, но музей еще можно «посетить» в прежнем виде – онлайн вместе с информационно-образовательным проектом «Ньюм»!

 

18.00 – Первые космические полёты 5+

Конструкторские и инженерные решения, заложенные в первые космические аппараты в 1960-е годы, и до сегодняшнего дня являются базовыми для мировой космонавтики. На экскурсии вы узнаете, как человечеству, спустя всего 12 лет после окончания Великой Отечественной Войны, удалось сделать значительный рывок в освоении космоса. (Музей космонавтики) 

 

19.00 – «10 фактов о планетах и их именах»

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун…Эти небесные тела во главе со звездой, Солнцем, «населяют» нашу солнечную систему. О том, как планеты получили свои звучные имена (и при чём тут древние боги и маленькая девочка) поговорим в новом сборнике фактов. Первый шаг для всех, кто хочет дотянуться до звёзд — узнать о них побольше! Так что отметим День космонавтики новыми знаниями.

Ведущая: Ксения Будехина.

 

 

11 апреля, воскресенье

 

11.00 – Лекция «Дома на Земле во время освоения Космоса» 8+

В 1961 г. Юрий Гагарин полетел в Космос, а на Земле стремительно менялся облик Москвы, страна восстанавливалась после Великой Отечественной войны. Столице требовались различные различные архитектурные решения от «временных» хрущовок до монументального ампира. Окунемся в эпоху освоения Космоса на лекции москвоведа Андрея Клюева (Проект «Москва глазами инженера»).

 

12.00 – Мастер-класс «Космическое путешествие в технике Эбру» 4+

Эбру  новое удивительное направление творчества, уникальная техника  рисование на воде. Для рисования на воде нужны специальные краски и специальная вода (готовится из загустителя), также понадобится лоток и инструменты. Все это есть в любом наборе Эбру-Профи www.ebru-profi.ru

 

12.30 – Перспективные космические технологии – как сегодня развивается космонавтика и что стоит ожидать в ближайшем будущем 10+

Космонавтика развивается уже более 60 лет изучает космос и Землю, осваивает пространство для практического применения и совершенствует технологии. Но все успехи даже не приблизились к тем, что люди ждали от неё полвека назад. Виталий Егоров проведет онлайн-лекцию, на которой расскажет, что ожидают от космических полетов люди современности и чего человечество реально достигло в познании и освоении Вселенной сейчас. Так хочется верить, что в ближайшие годы многоканальные астрономические наблюдения позволят приблизиться к разгадке тайны природы темной материи, которая до сих пор ускользает от нас.

Стоит ли ждать и массовой колонизации Луны и Марса узнаем на лекции.

Виталий Егоров, популяризатор космонавтики, энтузиаст космических исследований, блогер, журналист, автор проекта www.zelenyikot.com, основатель сообщества «Открытый космос» и сооснователь компании «Орбитальный Экспресс». Популяризирует космос и попутно его развивает.

  

13.00 – Мастер-класс в технике аппликации «Белка и стрелка в космосе» 5+

На мастер-классе узнаем их историю и вместе сделаем открытку, посвященную двум собакам, открывшим для человечества эру космонавтики. Материалы: 4-5 листов плотной бумаги А4, карандаш, кисточки, краски, ножницы, клей.

  

 

14.00 – Лекция «Космос + химия = космохимия» 8+

Космохимия изучает вопрос, откуда взялись химические элементы, из какого вещества мы состоим и всё, что есть вокруг нас? За происхождение химических элементов на Земле и других планетах ответственен Большой Взрыв. Знаете ли Вы, почему никель на Земле отличается от никеля на Юпитере? Как именно он образовался и что ещё о происхождении Земли нам позволяет узнать космохимия?

Лектор: Георгий Махатадзе, младший научный сотрудник Лаборатории изотопной геохимии и геохронологии ГЕОХИ РАН. (Научное шоу «Wow! How?»)

 

15.00 – Непонятные экспонаты Лунариума 5+

Московский планетарий представляет: предлагаем вам познакомиться с так называемыми «непонятными» экспонатами музея «Лунариум» вместе с проектом «Ньюм». Что такое лента Мёбиуса? А струя Бернулли? А в каких сферах бытовой жизни можно столкнуться с применением этой модели и закона? Давайте узнаем вместе!

 

17.00 – «Азбука психологии». Цикл «Азбука познания». «Что такое память?» 12 +

Память для нас – очень важный процесс, без которого мы не смогли бы учиться, общаться, да и просто жить по-человечески. Какая бывает память? Как она развивается? Как связаны память и другие познавательные процессы?

Ведущая: психолог Александра Березина.

 

18.00 – «Мы в космосе. Как человек шёл к звёздам»

Вы узнаете, как становилась и развивалась космонавтика в России и в мире, каких успехов она добилась сегодня и что ждёт её в будущем. От самых первых ракетных двигателей до многоразовых шаттлов, от мечты Циолковского до реальных проектов Илона Маска, от напряжённой космической гонки до тесного сотрудничества – вся история освоения космоса под одной обложкой.

Андрей Жвалевский – писатель, сценарист, драматург, лауреат многочисленных литературных премий за книги для детей и подростков.

 

 

Сказка «Мойдодыр» читать с картинками Чуковский

Замечательная история про мальчика-грязнулю, которого проучил умывальник под говорящим именем «Мойдодыр».Автор сказки Корней Иванович Чуковский. На странице собрано огромное количество иллюстраций к сказке разных художников. Есть даже критика самого автора к некоторым художественным работам. Главное — долистайте страницу до конца и сами все увидите. Для экономии времени, воспользуйтесь содержанием.

Содержание:

  1. «Мойдодыр» читать с картинками.
  2. История создания сказки.
  3. Илюстрации (картинки) к сказке «Мойдодыр».

Сказка «Мойдодыр» Корней Иванович Чуковский

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
 Я за свечку,
Свечка — в печку!  Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!  Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня,
Убежал, как от огня.   Боже, боже,
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?  Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком —
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.  Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
 «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.   Рано утром на рассвете
Умываются котята,
И мышата, и утята,
 И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.  Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»
 Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»

И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
 «Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»

Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.

А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
 Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.

И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:  «Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то, как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!»
Говорит.

Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять.
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.
 И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

А за ним и бутерброд:
Подбежал — и прямо в рот!  Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.
 Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:

«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»   Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!  Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде! 

История создания сказки «Мойдодыр» Корнея Чуковского

Я до сих пор удивляюсь, почему в нашем советском детстве не рассказывали в школе или детском саду, как и зачем Чуковский написал сказку «Мойдодыр».  А у сказки есть простая и интересная история написания.

Однажды вечером, когда Корней, как обычно, работал в своем кабинете, он услышал плач своей маленькой дочки Мурочки (Марии). Чуковский отложил все свои дела и вышел из кабинета. Мурочка плакала потому, что не желала умываться.

Чтобы как-то развеселить дочь и убедить ее в необходимости водных процедур Корней взял малышку на руки и произнес четыре строчки:

«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам».

Эти строчки и положили основу к сказке «Мойдодыр».

Забавно, но в тот вечер строчки сложились быстро и легко, чего нельзя сказать про всю остальную сказку.

Мойдодыра Чуковский писал долго. Муза посещала его редко и то по 5-15 минут в день. Корней понимал необходимость и актуальность своей сказки. В 1921 году (закончил работу над сказкой, а в 1923 сказка впервые была опубликована) ни дети, ни взрослые практически не чистили зубы, гигиене и чистоте не уделялось должного внимания.  Поэтому автор работал долго и кропотливо. Чуковский исписал огромное количество тетрадей, постоянно делал поправки в черновиках, многие строчки выбрасывал из текста.

В сказке автор хотел добиться живого, динамического языка. Чтобы ребенок ни на минуту не отвлекся, не заскучал.

И ему это удалось. В сказке нет лишних слов, за каждой фразой стоит яркий образ. Советские дети, наши бабушки и дедушки обожали сказку «Мойдодыр».

Я считаю, что в наше интерактивное время – компьютеров, телефонов, планшетов, мультфильмов, компьютерных игр не стоит забывать детскую классику. Пусть и времена, и интересы у детей меняются, но слово и образ – это то, что мы должны развивать и поддерживать в своих детях.

Я мама двоих детей. Артемию – 6 лет, Никите – 2 года. И оба с удовольствием слушали и Мойдодыра, и Бармалея, и Телефон, и Айболита.

В его стихах есть удивительная рифма, которую очень четко чувствуют дети. Они слушают ее и, представляете, понимают смысл происходящего, пересказывают сказки.

Читайте Чуковского детям, от этого им будет только лучше.

Иллюстрации к сказке «Мойдодыр» Чуковского

Раскраски к сказке «Мойдодыр» смотрите здесь.

Следующий художник к сказке «Мойдодыр» — Л. Якшис. Он необычно изобразил Мойдодыра. Все мы привыкли к умывальнику с краником, а Якшис увидел Мойдодыра с обычным деревенским умывальником на месте головы. Современные дети скорее всего не знают и не видели таких умывальников. Но наше поколение их-то помнит!
Вот такой  необычный и миленький получился Мойдодыр.

А эти иллюстрации к «Мойдодыру» принадлежат Владимиру Григорьевичу Сутееву. Нарисовал он их в 1963 году. Замечательные картинки, в которых все очень детально прорисовано. Эмоциональные, добрые, воспитывающие, на них выросло не одно поколение детей.

 Это иллюстрации к сказке «Мойдодыр» неизвестного нам автора. Картинки человечные, душевные. В отличии от других иллюстраций, сам Мойдодыр предстает перед нами в образе доброго умывальника, который не способен сердиться. Ведь он с такой любовью и заботой смотрит на мальчика.

Ниже мы видим более современные иллюстрации к сказке «Мойдодыр». У умывальника новый модный краник-нос.

Следующие иллюстрации выполнил художник Аминадав Моисеевич Каневский, в 1950 году, потом их еще печатали не один раз с небольшими изменениями. Но иллюстрации к «Мойдодыру» пришлись не по нраву самому Чуковскому. Вот что он пишет:

«Я очень люблю художника Каневского, но его иллюстрации к «Мойдодыру» считаю решительно неудачными*. Обложка, изображающая роскошную ванную министерского масштаба, скучна и мертвенна: мальчика яростно трут три щетки, а он ни в одном глазу, не обращает никакого внимания. Картина равнодушная, как и все другие иллюстрации. Следующая иллюстрация еще хуже обложки. От мальчика улетает простыня и одеяло, а он стоит безучастно как деревянная кукла. Да и одеяло деревянное.

 Та картинка, где Мойдодыр окунает неряху в Мойку, противоречит мысли автора, ибо мальчик при этом наказании весел, счастлив и как будто танцует. Во всяком случае, он представляет из себя такую же куклу.

Единственный рисунок, где он живой ребенок, это там, где он бежит от мочалки по улице.


Рисунок, где нарисованы бегущие штаны, ниже сил и возможностей Каневского. А предпоследний рисунок основан на недоразумении: автор никогда не предполагал, что корыто и ушат будут на берегу реки: зачем ребятам купаться в ушате, если рядом есть река.

Я не сравниваю Узбякова с Каневским, как мастера и первоклассного иллюстратора, но Узбяков отнесся к Мойдодыру не так равнодушно, внес в него больше движения и выдумки**. В первую минуту мне показалось, что можно печатать «Мойдодыра» с рисунками Каневского, при условии, что Каневский исправит их, но, всмотревшись, я увидел, что нужно переделать 9/10 всех иллюстраций, а это затянет дело на год***».

К.Чуковский

* Корней Иванович пишет о цветных иллюстрациях художника Аминадава Моисеевича Каневского (1898–1976) к отдельному изданию сказки «Мойдодыр» .

** Речь идет об иллюстрациях художника Юрия Николаевича Узбякова (1916–1981) к «Мойдодыру», выпущенному в цвете в 1956 и 1957 гг.
*** Исправления А.Каневского были минимальными. В том же 1960 г. «Мойдодыр» вышел и с цветными иллюстрациями В.Сутеева.

Русские Книги для Детей. Russian Books for Kids in UK




Добро пожаловать в интернет-магазин русских книг для детей HAPPY UNIVERSE, что в переводе с английского означает СЧАСТЛИВАЯ ВСЕЛЕННАЯ.

Детство, как неизведанная Вселенная, в которой нашим детям предстоит сделать свои первые шаги, совершить множество открытий и узнать много нового и интересного. Так давайте поможем им открыть дорогу в мир знаний, приключений и чудес!


– Хорошая книга “на вес золота”, и мы стараемся тщательно отбирать самые лучшие книги в коллекцию магазина, сохраняя Ваше время на изнурительный поиск.

– В выборе книг для сайта принимают участие практикующие педагоги и психологи, работающие непосредственно с детьми-билингвами.

– Широкий выбор книг для всех возрастов. Мы рады Вам предложить развивающую и обучающую литературу, энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, аудиокниги, музыкальные книги, игры, книги-игрушки для самых маленьких.

– Удобный поиск книг по возрасту, категории, издательству и автору.

– Хорошие условия доставки. Быстрая и надежная доставка. При заказе от £50.00 доставка по Великобритании бесплатно.

– Все наши покупатели участвуют в программе «Rewards». Основной принцип Программы “Rewards” очень прост – чем чаще Вы заказываете у нас товары, оставляете отзывы или делитесь ссылкой на наш книжный магазин, тем большее вознаграждение Вас ожидает. Программа «Rewards». – это наша возможность сказать Вам СПАСИБО 🙂




[efb_likebox fanpage_url=»happyuniverse.co.uk» box_width=»292″ box_height=»» locale=»en_US» responsive=»1″ show_faces=»1″ show_stream=»0″ hide_cover=»0″ small_header=»0″ hide_cta=»0″ animate_effect=»fadeIn» /]


Персональный подход к каждому покупателю. Рады ответить на любые Ваши вопросы.